Итак, добрые люди вам сообщили, что вы обладаете некими неординарными способностями. Хорошая это новость или плохая? Как посмотреть. Если вы принимаете решение развивать свою одаренность, то первый шаг – это понять, что она такое. Забегая вперед, сообщим – ни психологи, ни нейробиологи, ни генетики ничего определенного по этому поводу сказать пока не могут.
Также приготовьтесь к тому, что будете много лет блуждать впотьмах, станете сами себе «менеджером по талантам», промоутером и коммуникационным агентством, консультантом по переездам, мотивационным коучем, учителем иностранного языка, финансовым советником и бог знает кем еще. Потому что никто не принесет вам на блюдечке все эти услуги, без них вы пропадете, а купить сможете нескоро.
Мы убедились, что наука пока не имеет технических средств увидеть ваш талант столь же ясно, как какое-нибудь банальное воспаление аппендикса. Ученые очень стараются, но даже если им шикарно заплатить за расшифровку вашего личного генома, проведение вас через тысячу тестов с контролем посредством томографии и электроэнцефалографии, они не смогут сказать, в чем конкретно состоит ваша одаренность и что вам с ней делать.
Радикальные бихевиористы договорились считать мозг или личность человека «черным ящиком». По сути, прибором, устройство которого нам неизвестно, но зато на его «вход» мы можем подавать различные стимулы (обычно это делает окружающая среда – в широком смысле жизнь) и наблюдать, какое поведение «прибор» показывает «на выходе».
Как ни странно, этот подход позволяет собрать большую статистику и увидеть многие закономерности. В частности, его успешно применяют «поведенческая экономика», «поведенческая психология» и другие ответвления бихевиоризма как «зонтичного бренда». Например, сооснователи направления «поведенческая экономика» Дэниэль Канеман и Амос Тверски за свои экспериментальные исследования удостоились Нобелевской премии.
При помощи кнута и пряника исследователи узнали: если «креативное поведение» награждать позитивными стимулами, оно будет повторяться – что у крысы, что у человека. С колокольни бихевиоризма довольно успешно пытаются объяснить даже известное утверждение «Гений универсален». Способность индивида творчески подходить к решению самых разнообразных задач в этой парадигме представляет собой «эффект генерализации»:
Адепты поведенческой науки посягают даже на объяснение отличия гениальности от таланта. Талант они считают формой поведения человека, который… сузил поле креативных реакций на вызовы окружающей среды. А гениальностью в соответствии с этой точкой зрения является способность делать творчески вообще все – например, есть яблоки или читать газету.
Бихевиористы додискутировались до того, что признали гений и оригинальность не уникальными, а присущими всем детям. Таково, мол, их первоначальное «генерализованное» поведение, которое продолжается до тех пор, пока им не начнут бить по рукам, объясняя, как «правильно» рисовать, петь, танцевать, считать, писать, строить песочные замки и разговаривать с майскими жуками (правильно – не разговаривать).
В реальной жизни реакции подкрепляются в прерывистом режиме (пример – зарплата раз в месяц). Важен опыт первых положительных подкреплений. Если индивид однажды словил награду – особенный кайф, следующий за творческим актом, да еще и денег заработал, он будет пытаться повторить такое поведение, даже если пройдет через ряд неудач и разочарований.
Кажется, в превращении одаренного человека в мастера задействовано такое множество факторов, что они просто не поддаются учету. Скажем, на развитие одаренности определенно косвенным образом влияют гены. Они побуждают людей неосознанно искать опыт, который, в свою очередь, развивает определенные нейронные структуры мозга и их физиологию. А те «продуцируют» еще более высокий уровень таланта.
Разные личностные характеристики, по мнению когнитивистов, могут «включаться» в разном возрасте в течение всей жизни. Поэтому одаренный ребенок может быть «упущен» педагогами даже самой совершенной системы образования. Утрированно говоря, его могут начать тестировать в тот период, когда гены еще не синхронизировались и не начали побуждать мозг и тело получать нужный для развития способностей опыт. Что уж говорить о сонме социально-экономических факторов, влияющих на «упущения» талантов.