ВКонтакте, Яндекс, Ozon, Wildberries, Сбермаркет, М.Видео-Эльдорадо, ivi, Start и многие другие сервисы, маркетплейсы и платформы начали публиковать правила применения своих рекомендательных алгоритмов, а также колдунщиков (элемент поисковой выдачи, отвечающий на вопрос пользователя прямо на странице с результатами поиска).
Согласно ему поисковики, соцсети, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, интернет-магазины и другие онлайн-сервисы и платформы обязаны подробно описывать свои методы сбора данных, объяснять принципы их систематизации и анализа, а также то, как это влияет на таргетирование.
Не прошла и инициатива дать пользователям возможность отключать рекомендательные алгоритмы, чтобы сервисы не собирали о них информацию, прежде чем выдать результат. Это связано с техническими трудностями. По сути, поисковикам, маркетплейсам, кинотеатрам и так далее нужно для этого иметь две версии сервиса – с рекомендательными алгоритмами и без них.
В «Правилах рекомендаций» Яндекса сообщается, что сервис учитывает вашу историю поисковых запросов, а также собирает информацию об ваших устройствах, учитывает геолокацию, cookie-файлы, язык запросов и так далее. В сервисах типа Яндекс Музыки учитываются также отметки «нравится» и настройки предпочтений.
Как объяснил зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, требования нового закона должны выполнять и иностранные сервисы. Например, те же Youtube и Google. Но пока они этого не сделали (то есть, по сути, не завели раздел, типа «Правилах рекомендаций», в который нужно просто перенести уже опубликованную в других разделах и гайдах информацию).
Но если вы действительно хотите узнать больше о работе алгоритмов Яндекса, Ozon, Wildberries, Google и так далее (например, для работы или бизнеса), вам в этих разделах делать нечего. Сами площадки публикуют множество материалов, где принципы работы рекомендательных и поисковых алгоритмов рассматриваются гораздо подробнее и детальнее.