В апреле 2022 года количество российских пользователей VPN по сравнению с январем выросло в 53,5 раз. Оказывается, люди отчего-то не хотят возвращаться к выбору между такими солидными и выверенными источниками информации, как газеты «Правда» и «Труд», передачи «Пионерская зорька», «Сельский час», «Утренняя почта» и «Играй, гармонь».
Каких-то 25 лет обилия бесплатного контента в сети напрочь разложили публику. Она не просто желает развлечений, экспертных мнений, новостей, на людей посмотреть и показать себя в комментариях. Она считает что все это должно подаваться ей на смартфоны бесперебойно, с угодливым расшаркиванием и без предъявления счета.
Он строгий такой, средний россиянин – направо и налево бросается угрозами «Отписываюсь!», приказывает редакциям и продакшн-студиям «не форсить дичь» и с заимствованным деревянным сарказмом вопрошает авторов «Зачем я это посмотрел?» Когда у него мирное настроение (например, в день зарплаты), он позволяет себе снисходительность к несмышленым редакциям и пишет под контентом «Ну тако-о-ое».
Среднему потребителю напоказ фиолетово, на что живут журналисты, сценаристы, операторы, моушн-дизайнеры, режиссеры, композиторы, писатели, блогеры – все, кто его развлекает и просвещает. Он реально думает, что их кормят печеньками какие-то олигархи, госдеп США и разведка Ватикана.
Некоторые, мучительно морща лбы, догадываются, что всякие интернет-креаклы чего-то неспроста «клянчат донаты» и показывают рекламу. Но с неудовольствием отбрасывают эту мысль – понимать контентную экономику трудно. Куда как приятнее заявлять «у вас каждое слово три раза проплачено» и на этом основании требовать подавать на бочку еще больше контента. Бесплатно, конечно.
В усеченном виде сохранится контент-маркетинг («каждое слово три раза проплачено») и набор контентных площадок, продукт которых прямо и щедро финансируется из государственного бюджета – то есть из налогов населения. На последних будут весело процветать «Играй, гармонь», «Международная панорама» и «Пионерская зорька», чудовищно дорогие в производстве.
К великому сожалению, разбавить это пресное тесто будет нечем – соцсетевой контент непрофессионалов (других обывателей) слаб, контент-маркетинг все время чего-то продает, старые блогеры обнищали и на последнее уехали в Казахстан, а новым еще в школе так отформатировали мозг, что они непрестанно играют на гармони и выступают за тотальный запрет орального секса.
Да, в общем, похоже, даже с учетом географических и законодательных особенностей. Скажем, в Британии обыватель в курсе, что оплачивает производство большого количества контента из собственного кармана. В Королевстве действует вещательный гигант BBC, и большая часть его бюджета формируется из специального налога.
Его с болью в сердце отрывают от себя все британцы, владеющие устройствами, на которых можно смотреть видео в реальном времени, включая смартфоны. Ежегодно собранная властями на контент сумма составляет около 5,4 миллиардов долларов, что позволяет BBC создавать и содержательно наполнять практически любые типы медиа.
Всем участникам раздали красивые наклейки «Нет BBC!», которые они могли наклеить на свои временно замолчавшие устройства. В течение 9 дней воздержания их интервьюировали специалисты агентства MTM. Также испытуемые должные были вести дневники своего потребления медиа и передавать экспериментаторам записи из него через WhatsApp по мере их появления.
Более ранние похожие исследования, проводившиеся тем же агентством MTM, показывали, что люди в Британии часто принимали наличие контента BBC как должное, а не как общественное благо, которое требуется оплачивать. Многие полагали, что продукция вещательной компании как-то сама собой сопровождает их всю жизнь, словно погода, и никогда не задумывались том, откуда она вообще берется.
В отличие от россиян, у которых нет никакого качественного аналога BBC, британские обыватели про налог на медиа в курсе. И очень опрометчиво, всей своей массой все-таки додавливают власти. Бюджет BBC сокращается, начиная с 2010 года, и «налог на контент» в существующей форме, видимо вскоре будет отменен. Специалисты пытаются предупредить публику, что она стреляет себе в голову, но где там!..
Кажется, странным, но рекламная модель финансирования производства контента все хуже работает даже на Западе (и даже у желтой прессы). Сложный экспертный, культурный и прочий контент становится невозможно показывать бесплатно, окупая его внедренной рекламой. Потому что не окупается он больше, у людей развилась «рекламная слепота», но это отдельный большой разговор.