Как говорят эксперты, это очередная попытка маркетплейса переложить расходы на эквайринг на покупателей. Поскольку расчеты по Visa и Mastercard проводятся через Национальную систему платежных карт (НСПК), никакой разницы между транзакциями по сравнению с «Мир» нет. В частности, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов заявляет, что разницы между транзакциями Visa, Mastercard и «Мир» для Wildberries быть не должно.
В случае ввода комиссии для некоторых платежных систем речь идет о нарушении закона, а именно пункта 4 статьи 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Он гласит, что «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов». И это уже задача ФАС разобраться, как такое могло произойти.
Не все помнят, что системы с «суффиксом» Pay, включая ApplePay и нашу SberPay, оперируют виртуальными картами, созданными на основе реальных карт, большинство которых принадлежит мировым гигантам – платежным системам Visa и Mastercard. То есть родной SberPay, как и все, работает на Visa и Mastercard. А это комиссии, без которых не обойтись, плюс комиссии самого SberPay. Все они закладываются в цену продукта для конечного покупателя. Тогда как при оплате через SberPay может получаться 3-процентная экономия?
Романтическая версия события была такая: Wildberries хотела предстать защитником потребителей, который вступил в бой с драконом, чтобы снизить для них слишком высокую комиссию. Не «возможно, хотела», а точно хотела – в компании так все и подали: «Мы неоднократно заявляли представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, но их позиция не менялась». Отсутствие же комиссии при оплате картой «Мир», через Систему быстрых платежей и SberPay подавалась как скидка, хотя таковой не являлась.
«Мы все интуитивно понимаем, что есть некая комиссия за удобство. В рассматриваемом случае – за возможность оплачивать товары дистанционно. Задача PR – быть «прикрученным» к пользовательскому опыту, следить, чтобы клиенту было удобно, и транслировать это, не извращая смысла. Потому что если клиент видит, что тут что-то не так, и при этом не понимает, что, то он чувствует себя обманутым. И красивые слова не позволят вернуть утерянное доверие. В случае с Wildberries возникает вопрос: «Почему я, пользуясь везде картой Visa, не плачу эту комиссию, а на Wildberries должен платить?». В компании хотели преподнести это как скидку, но мы понимаем, что нас хотели перевести на отечественные платежные системы, которые нам не удобны и не нравятся. Возможно, они бы были нам удобны и понравились бы, но только не при таком насильственном насаждении.