Ну вот они и выросли — «центениалы», «зэты», «хоумлендеры», о «заскоках» которых 10 лет трубили все СМИ планеты. Часть из них уже работает в реальной экономике, часть еще учится или стажируется. И все они являют собой новый тип потребителя и производителя, какого отечественная экономика еще не знала.
Всем кажется, что они занимаются черт те чем. А они, пока возрастные дураки пишут о них уничижительную «аналитику», делают параллельную экономику — продают друг другу цифровые картинки, музыкальные биты, игровые предметы, пишут боты для соцсетей, поддерживают донатами стримерские и блогерские проекты своих сверстников, осваивают партизанский, условно «тиктокерский» интернет-маркетинг.
Например, в соцсетях и мессенджерах молодежь организует сложные (в условиях санкций) коллективные закупки за границей коллекционных аниме-кукол, и для них имеется местный рынок. По похожей схеме в страну доставляются почти какие угодно предметы интереса «зэтов» — от электроники до косплеерских костюмов и экзотических настольных игр.
Они торгуют друг с другом всем подряд, оказывают в своем кругу услуги, организуют закрытые и открытые субкультурные фестивали, непонятные людям старших возрастов. У них свой музыкальный инди-рынок и инди-продакшн, развитая блогосфера, они снимают клипы и даже кино, у них свои дизайнерские фишки и прочая, и прочая.
И отметим для себя, что в проведении этих изысканий, кроме опытных ученых, участвовали магистранты, аспиранты и молодые преподаватели, по возрасту относящиеся к пограничью возрастной когорты «Поколения Z». Это позволило увеличить информативность и объективность суждений во время проводившихся в рамках исследований фокус-групп.