А вы заметили, что вся экономическая машинерия вокруг нас приспособлена под потребности и возможности одних лишь жаворонков-экстравертов? Все плоды прогресса и все деньги мира собирают те, кто бодро вскакивает с раннего утра, несется в офис в компанию к себе подобным и болтает, болтает без конца. Простите, коммуницирует, конечно.
В интернет-экономике экстравертам стало вообще хорошо. Можно коммуницировать на десятках каналах и даже так, чтобы это видела публика со стороны. Можно проводить бодрящие созвоны, виртуальные совещания, внутренние и внешние семинары, чувствуя себя важной, мощно заряженной частью «молодого дружного коллектива».
А как же? Кто же тебя заметит и наймет, если ты будешь необщительной профессиональной мышкой? Что увидит HR-департамент на твоих страницах в социальных сетях — прочерк в строке «статус»? Парочку головоломных культурологических мемов, перепощенных тобой в 2012-м после авантюрно выпитых четырех банок пива? Фотку гусеницы, занесенной ветром на твой подоконник в 2016-м?
Оказывается, на эту тему было проведено как минимум несколько десятков исследований. И их результаты довольно печальны. Зафиксировано, что к интровертным коллегам в коллективах довольно часто относятся грубо, их считают «неполноценными», их не продвигают по карьерной лестнице. Соответственно, и платят им меньше.
Компании охотнее принимают на работу людей с одинаковым стилем самопрезентации, одинаковыми хобби, образованием и географической историей мест проживания. Экстравертная рабочая культура упорно воспроизводит сама себя, хотя нередко это может вредить производительности труда и быть невыгодным для бизнеса.
Рациональная (или выглядящая таковой) претензия к «тихим» обычно связана с тем, что их производительность труда что-то уж слишком от многого зависит. На практике дело выглядит так: вы даете интроверту задачу, и чтобы ее выполнить тому нужно сосредоточиться — в своем кабинете (ах если б он всегда был) или офисном загончике.
Наивные ученые еще и призывают воспитывать в коллективах уважение к разным типам личности, в том числе и интровертному; оказывать работникам психологическую и социальную поддержку; проводить на рабочих местах расслабляющую гимнастику — дыхательную, на растяжку и т.п. Тут мы уже все хохочем в голос, не правда ли?..