Социальное доказательство – психологическое явление, обычно возникающее во время нестандартных ситуаций, когда люди не знают, как им следует себя вести. Большинство людей в данном случае предполагает, что окружающие лучше знакомы с ситуацией, и поэтому повторяет их действия. Это явление часто используется для манипуляции поведением других людей.
Но если поход на рынок и стояние в очереди неактуальны для вас и кажутся пережитками прошлого, вспомните, как вы выбираете товар в интернет-магазине. Наверняка, вы обращаете больше внимания не на описание товара, а на отзывы, которые люди оставляют о нем.
Но несмотря на то, что комментарии и лайки влияют на общее мнение о бренде, если получать их «черными» методами, ничего хорошего из компании в долгосрочной перспективе не выйдет – ее репутация будет подорвана. Поэтому не стоит искать легких путей – нужно быть абсолютно «прозрачными» и честными со своими клиентами, и это обязательно принесет свои плоды.
Чтобы проследить за воплощением этого принципа в жизнь, рассмотрим эксперимент , опубликованный в Журнале прикладной социальной психологии . Суть его заключалась в следующем: посетителям ресторана после ужина дарили конфету с целью увеличить чаевые официантов.
Во-первых, этот принцип можно использовать при взаимодействии с другими компаниями или влиятельными людьми в вашей отрасли. Дайте им понять, что вы готовы прорекламировать их на своей страничке в социальных сетях, разместив анонс на их мероприятие или публикацию, ссылку на них как на источник или процитировав их. И попросите сделать нечто подобное для вас.
Затем подумайте о том, что вы можете дать им взамен: предоставить скидку, провести бесплатный вебинар, выпустить бесплатную электронную книгу, разыграть призы с помощью генератора случайных чисел, добавить подарок клиенту в заказ (если вы занимаетесь интернет-магазином). Поверьте, клиенты будут очень благодарны вам и захотят сотрудничать с вами и дальше.
Последовательность в поступках и выполнение данных обещаний – очень важное условие сохранения имиджа и репутации. Роберт Чалдини говорит, что желание отвечать за свои слова для людей даже важнее заботы о собственной безопасности. Именно поэтому это психологическое явление оказывает значительное влияние на людей.
Если человек выполняет какое-либо начальное действие, он часто чувствует его незавершенность и подсознательно стремится довести его до конца. И этим активно пользуются маркетологи: в магазинах вы получаете скидку или баллы на следующую покупку, и затем чувствуете необходимость ее совершить.
Совместно пережитые эмоции сближают. И это может действовать не только для двух отдельно взятых людей, но и на бренд и его клиентов. Объединяясь со своей аудиторией на эмоциональном уровне, особенно, если испытываемые эмоции положительные, вы можете повысить лояльность клиентов к вашему бренду и получить более открытое и доверительное отношение. Использование этого психологического приема способно повысить активность ваших клиентов в социальных сетях.